Реализация социально значимого проекта "Территория Роста.РФ"

Подготовка к сопровождаемому проживанию в условиях учебно-тренировочной квартиры


(+/-) Заключительный этап реализации проекта «Территория Роста.РФ»

В первой декаде ноября 2020 года прошел марафон заключительных мероприятий по реализации проекта. Независимая добровольная аттестация навыка. Наши воспитанники сами выбрали тот навык, который представили комиссии независимых экспертов Ирине Анатольевне Бобылевой, методисту БФ «Расправь крылья!», Заварухиной Наталье Леонидовне, воспитателю ГКУ «Екатеринбургский ДДИ», Заякиной Галие Шамильевне, санитарке ГКУ «Екатеринбургский ДДИ». Алексей разогревал еду в микроволновой печи, Яна пылесосила, Милана утюжила полотенце, а Илья заправил кровать. Ребята справились с выбранной задачей блестяще!

Обратная связь детей, получивших опыт проживания в учебно-тренировочной квартире с организаторами проекта, БФ «Расправь крылья!» (онлайн).

Ребята подготовились к встрече, принесли с собой фотографии, сделанные во время обучения. Неговорящие дети запаслись набором пиктограмм. Разбирали, показывали и рассказывали, что они делают на каждом снимке, что больше всего нравится делать. Вспоминали дни, проведенные в квартире, самые яркие и веселые моменты. В январе 2021 года двери тренировочной квартиры планируется открыть снова и при условии, если ребятам представится шанс вернуться туда, они рассказали, с кем хотели бы провести это время и чему смогут научить своих младших друзей. Дети рассказывают о себе, о том, чем занимались в учебно-тренировочной квартире, что им понравилось и что не понравилось, а также высказывают свои пожелания на будущее.

Вручение СЕРТИФИКАТА о прохождении добровольной независимой аттестации навыков. Очень тепло и торжественно Печеник Наталья Геннадьевна, директор ГКУ «Екатеринбургский ДДИ», поздравила ребят с окончанием важного этапа в их жизни и вручила ценный документ каждому. Для ребят же это получение еще одного нового опыта: документ с фотографией и печатью впечатлил ребят. Они радостно побежали в свои группы, делясь впечатлениями, гордясь и принимая поздравления от сотрудников.

(+/-) Результаты реализации программы

Для учреждения: повышение уровня компетентности специалистов, другой взгляд на систему организации труда и досуга воспитанников. Это переустройство в целом подходов к мотивации, оцениванию и получению обратной связи от воспитанников.

Для специалистов: приобретение навыков командного взаимодействия, направленного на решение общей задачи, получение опыта проведения консилиумов в режиме онлайн.

Для воспитанников: удовлетворение и радость от момента «хочу» к «могу», повышение самооценки, умение производить намеченный результат, расширение спектра эмоций, кругозора, вкусового диапазона, понимание ситуации выбора, повышение уровня личной ответственности за результат, формирование навыка конструктивного взаимодействия как со сверстником, так и со взрослым, изменение отношения к вопросам гигиены и ухода за собой. Участие в проекте по реализации программы «Хочу. Могу. Делаю» – это повышение уровня качества жизни.

Доказательства результативности

В результате реализации индивидуальных маршрутов развития у 77% детей – участников проекта отмечено устойчивое развитие навыков, приоритетных для развития самостоятельности.

Численность поставленных задач, и задач с устойчивым уменьшением необходимой помощи
Численность поставленных задач, и задач с устойчивым уменьшением необходимой помощи

Проведено 187 практикумов (в среднем по 6 на одного воспитанника). В 78% из них отмечено уменьшение необходимой помощи, в 27% отмечено устойчивое уменьшение необходимой помощи.

Анализ результатов вводной и итоговой диагностики навыков повседневной активности показывает, что наибольший прогресс достигнут в значительном числе сфер: гигиенические процедуры (утро), раздевание, гигиенические процедуры (вечер), безопасность, туалет, досуг, одевание.

Доля воспитанников, участников проекта, у которых по данным мониторинга индивидуальных достижений отмечен рост самостоятельности
Доля воспитанников, участников проекта, у которых по данным мониторинга индивидуальных достижений отмечен рост самостоятельности

Сравнение прироста «самостоятельности» в разных сферах у воспитанников, проживавших и не проживавших в тренировочной квартире, показывает, что у первых наибольший прогресс достигнут в сферах: посуда, уборка, еда, досуг, гигиенические процедуры (утро), одевание.

Сравнение прироста «самостоятельности» в разных сферах у воспитанников проживавших и не проживавших в тренировочной квартире
Сравнение прироста «самостоятельности» в разных сферах у воспитанников проживавших и не проживавших в тренировочной квартире

Все дети, получившие опыт проживания в учебно-тренировочной квартире, готовы повторить данный опыт. Примечательно, что воспитанники выражают желание проживать на территории квартиры в том же составе, что и первоначально. Один воспитанник поделился, что хотел бы попробовать с разными детьми, чтобы научить их тому, что умеет сам. Одна девочка выразила желание не делить ни с кем спальню, хочется попробовать и такой опыт личного пространства.

По результатам входной и итоговой оценки навыков, проводимой по оценочному листу воспитателя, у 100% воспитанников отмечены положительные изменения. При этом наибольшая доля воспитанников (43%) – воспитанники, у которых рост самостоятельности отмечен в диапазоне от 25% до 50%.

Распределение участников проекта по доле навыков, в которых отмечены положительные изменения
Распределение участников проекта по доле навыков, в которых отмечены положительные изменения

По результатам входной и итоговой оценки сформированности социально-бытовых представлений, у 100% воспитанников отмечены положительные изменения. При этом у 50% рост самостоятельности отмечен в диапазоне от 25% до 50%, а у 30% – в диапазоне от 50% до 75%.

Распределение участников проекта по доле социально-бытовых представлений, в которых отмечены изменения
Распределение участников проекта по доле социально-бытовых представлений, в которых отмечены изменения

Четыре воспитанника прошли добровольную независимую аттестацию навыков и получили сертификаты. Алексей: «Разогреть еду в микроволновке», Илья: «Застелить постель», Милана: «Пользование утюгом», Яна: «Пылесосить».

(+/-) Кейсы проживания в тренировочной квартире

1 заезд: 10.03.2020-31.03.2020

Первый заезд в учебно-тренировочную квартиру состоялся в марте 2020 года. Три счастливых «Золушки» – Яна, Лена и Милана стали первыми хозяюшками в тренировочной квартире. Режим сохранялся привычный: и школа, и занятия со специалистами, и завтрак-обед-ужин в свое время, по расписанию. Но ко всему привычному добавилось самое необычное – быть самостоятельными во всем, например, самим организовывать свой день. Настоящей палочкой-выручалочкой стал визуальный помощник «Визуальное расписание». С планированием пришлось столкнуться впервые. И сколько усилий, труда – совместного, и детского, и взрослого понадобилось, чтобы главная помощница – красная стрелочка – стала привычно и планомерно передвигаться в личном распорядке дня каждой девочки от одного дела к другому. Хорошая тренировка зрительной памяти и прекрасный инструмент альтернативной коммуникации, ведь большинство наших воспитанников лишены привычной для всех нас возможности речевого общения. Распорядок дня включал как общие режимные моменты, так и индивидуальные занятия. Возможность выбора предоставлялась при помощи и других визуальных помощников. Бытовые дела в тренировочной квартире теперь приходилось делать самим детям. И здесь широкое поле выбора: кто-то выбирает мыть посуду, кто-то накрывать на стол, кто-то пылесосить, кто-то изъявляет желание освоить управление стиральной машиной, кто-то хочет вскипятить чай для всех сразу. И конечно же, в ежедневном расписании есть время для досуга. А как без этого? Дети есть дети, и каждый решает сам, чему посвятить минуты отдыха: чтению или просмотру любимых мультфильмов, головоломке с пазлами или строительству из кубиков, рисованию или музыке и танцам. Радовали ежедневные совместные прогулки и наблюдения за природой. Но есть в программе сопровождаемого проживания в тренировочной квартире то, что кардинально отличает ее от проживания в группе и, несомненно, вызывает наибольший интерес. Это общее дело, которое объединяет всех. Речь идет о возможности совместного приготовления пищи. Здесь и сейчас. Не ждать, что тебе предложат в столовой, а приготовить самим. Но где же взять продукты? В холодильнике! Первое время так и происходило. До того момента, когда в холодильнике продукты почему-то вдруг иссякли. И тогда девочкам пришлось идти в магазин. Это была целая история! Оказывается, для того чтобы приобрести продукты, нужны очень ценные бумажки под названием деньги. Оказывается, они бывают разными. Оказывается, на одну бумажку можно купить много всего, а на другую не очень. Оказывается, каждого наименования продукта существует столько видов, что вполне можно в них заблудиться. А еще, оказывается, есть специальные указатели цены, и некоторые из них отличаются, подсказывая, что какой-то продукт можно приобрести немножко дешевле и тем самым сэкономить деньги еще на что-то. А еще стояла задача сделать только нужные покупки, не отвлекаясь на разнообразие товаров и маркетинговые уловки супермаркетов, не взять ничего лишнего, но и не забыть необходимого. Очень помогла визитница-напоминалка, в которую предварительно были вложены изображения продуктов для приготовления блюда по визуальному рецепту. В общем, поход за продуктами готовился тщательно. Девчонкам повезло выйти за территорию и побывать в настоящем магазине, ведь в марте коронавирус еще не добрался до нас. Кассиры и покупатели в очереди были терпеливы и отнеслись к необычным покупателям с полным пониманием. Поход в магазин удался. Девочки сумели самостоятельно рассчитаться на кассе, получили сдачу и гордые своими приобретениями – и продуктами, и опытом – вернулись домой. Что и говорить, когда почти самостоятельно было приготовлено первое в жизни девочек блюдо – настоящий домашний борщ! Восторгам не было предела. А Лена, с лукавинкой глядя на подруг, по-взрослому рассудила: «А сколько таких блюд надо приготовить на день? Хотя бы чтобы себя накормить? А если целую семью?» Вот задача так задача! Много открытий сделали для себя девочки за время трехнедельного практического проживания в тренировочной квартире. Многому научились. Вернувшись в группы, стали главными помощницами взрослых не только в повседневных бытовых делах. Обслуживая себя сами, они подают пример младшим и показывают, как правильно почистить зубы, вымыть голову шампунем, как расправить постель так, чтобы потом, во время заправления, покрывало ложилось ровно, без морщин и складок. А главное – обучают других девочек премудростям визуального помощника «Распорядок дня». И, конечно, мечтают вернуться в учебно-тренировочную квартиру. И еще больше мечтают о том, как будут жить в квартирах, когда станут совсем взрослыми. Пожелаем от души, пусть их мечты осуществятся!

Яна заваривает чай
Яна заваривает чай
Лена и Яна раскатывают тесто для пиццы
Лена и Яна раскатывают тесто для пиццы
Вечерняя оценка дня – любимый ритуал девчонок
Вечерняя оценка дня – любимый ритуал девчонок
Новая зона ответственности: ключ от входной двери
Новая зона ответственности: ключ от входной двери

2 заезд: 06.04.2020–19.04.2020

Следующей тройке счастливчиков – Максиму, Алексею и Мише повезло меньше. Этап практического проживания вынужденно прервался по причине введения в ЕДДИ режима превентивной изоляции. Всего лишь нескольких дней не хватило ребятам до завершения этого важного в их жизни этапа. Но с какой стороны посмотреть на везение-невезение. Миша попал в семью своего наставника, где продолжает активно обучаться навыкам самоорганизации, самообслуживания, коммуникации, пользования бытовой техникой и вообще жизни в новых условиях приемной семьи.

Приняв на себя роль приемного родителя, Наталья Валерьевна посмотрела на реализуемый проект другими глазами, с другой стороны. «Этот проект помогает не только ребенку. Он изменил меня. Я стала другая. Если бы мне не довелось принять участие в проекте в качестве специалиста, сопровождающего проживание детей в учебно-тренировочной квартире, мне бы очень сложно было избавиться от излишней опеки по отношению к ребенку. Сложно было бы доверить какое-либо дело. Проект показал, что дети зачастую во многом гораздо самостоятельнее, чем мы думаем. На самом деле они способны к самостоятельности, к выбору, к самостоятельному принятию решений». Безусловно, проект помог и Мише. Вхождение в приемную семью прошло комфортно, без стресса, мальчик уже знаком не только со многими предметами обихода, но и умеет ими пользоваться, во многом самостоятельно. В проявлении полной самостоятельности взятого в семью специалиста ребенка смогли убедиться все коллеги из аналогичных учреждений страны во время проведения «Дня открытых дверей» в онлайн-формате. Менее чем через три месяца от начала участия в проекте сопровождаемого проживания ребенок научился самостоятельно выносить мусор. Эка невидаль! – могут подумать многие. Да, дело-то пустяковое. И в детском доме ребята легко справляются с подобным. Но в том-то и дело, что ребенок уже не в учреждении, а проживает в квартире, находящейся в многоэтажном доме. Для того чтобы выполнить поручение, Мише пришлось самостоятельно выйти из квартиры, вызвать лифт, спуститься в лифте на первый этаж, преодолеть солидное расстояние до закрытой мусорной площадки, открыть ключом калитку, выбросить мусор в контейнер, закрыть калитку, вернуться в свой подъезд, вызвать лифт, подняться на свой этаж и войти в квартиру! Это ли не чудо для такого особенного ребенка! А как он радовался своему успеху! Благодаря тому, что это мероприятие было задокументировано Натальей Валерьевной в видео формате, разделить ребячью радость смогли и все посетители Дня открытых дверей в нашем учреждении. Новых успехов тебе, Миша!

Максиму тоже представилась возможность на протяжении трех летних месяцев закреплять навыки и получать новые в режиме гостевого пребывания в семье другого сотрудника ЕДДИ, Надежды Терентьевны. Алексей стал настоящим помощником взрослых во всех бытовых делах в группе. Его первенство и главенствующая роль среди воспитанников группы неоспоримы, и авторитет – непререкаемый.

Помимо приобретения навыков, полезных лично для себя, ребята потрудились и на общее благо. Время весеннее. Апрель. Как раз пришла пора готовить теплицу к сезону посадки. Как тут обойтись без мужских рук? И грабли научились держать, и метлу, и лопату, и секатором орудовать, безжалостно удаляя засохший прошлогодний сухостой. А после в кабинете растениеводства вместе с Ольгой Ивановной пикировали цветочную рассаду. Все лето нас всех радовали яркие цветы, за которыми еще до посадки на клумбы ухаживали наши мальчишки. За территорию, в магазин, ребятам сходить, увы, не удалось, но выручила всемирная паутина. Продукты заказывали через Интернет. Познакомились при этом с ноутбуком, а при выборе пельменей пришлось договариваться друг с другом и вырабатывать совместное решение. Пельмени, сваренные в мультиварке, показались необыкновенно вкусными. И не потому, что такой еды в рационе воспитанников просто не бывает, а потому, что сварили сами!

Один из дней этапа практического проживания в учебно-тренировочной квартире запомнился ребятам особо. В семейном кругу, по-домашнему трепетно и уютно встречали Светлый праздник Пасхи. Ранним утром сходили с Натальей Валерьевной в домовой храм, действующий в учреждении с 2005 года. Навели чистоту и порядок и в доме, и в душе. А вечер провели за пасхальным пирогом, заботливо приготовленным Галиной Шамильевной, конечно, при участии ребят. На столе красовался праздничный букет из веточек вербы, украшенных ребятами яркими ленточками заранее, в Вербное Воскресенье. Украшение – дело не только красивое, но и очень полезное. «Завязывая узелки и бантики, отрабатывали навыки шнуровки. Очень непростая задача для наших воспитанников», – говорит Наталья Валерьевна.

Запомнилось ребятам и знакомство с мужскими профессиями. Даже не выходя за территорию детского дома, парни узнали об устройстве автомобиля и познакомились с профессией водителя. Владимир Владимирович даже предложил ребятам занять место водителя. А самим посидеть за рулем настоящего автомобиля, да еще и несколько раз нажать на клапан гудка – это дорогого стоит.

Экскурсия в столярные мастерские, которую для ребят провел знаток столярного дела, заместитель директора Виктор Викторович, подарила впечатлений ничуть не меньше и привела в полный восторг возможностью поработать настоящим молотком. «Если нужно вбить гвоздь и что-то повесить на стену – обращайтесь!» – важно и со знанием дела заявил Максим, вернувшись из столярки. Очень полезное умение! Парни есть парни. И техника, и мужской инструмент для них представляет особую ценность. Ребята трудолюбивые, работящие, но что ж мы все о работе да о работе? А отдыхать-то удавалось? Разумеется! Правда, не всегда в соответствии с визуальным помощником «Распорядок дня». В один из вечеров Наталья Владимировна, куратор проекта, застала мальчишек за просмотром мультфильмов. И обратила внимание, что в распорядке дня нет пиктограммы, соответствующей этому увлекательному занятию. Алексей, (самый старший и активно пользующийся инструментами альтернативной коммуникации) быстро сориентировался, нашел нужную пиктограмму и прикрепил на доску. Жестом показал: «Класс! Порядок восстановлен» и вернулся к просмотру. Ну что тут скажешь? Работу с пиктограммами освоили и усвоили.

Готовим по визуальному рецепту
Готовим по визуальному рецепту
Встречаем гостей
Встречаем гостей
Первые пробы: рука в руке
Первые пробы: рука в руке
Равный учит равного: Максим знакомит друзей с визуальным расписанием
Равный учит равного: Максим знакомит друзей с визуальным расписанием

3 заезд: 17.08.2020–16.09.2020

Третий заезд состоялся после значительного перерыва. С середины августа и до окончания первой недели сентября в учебно-тренировочной квартире поселились Володя, Илья и Дима. В период сопровождаемого проживания Володе исполнилось 18 лет. Совсем скоро расставаться и выходить в самостоятельную взрослую жизнь. Все практикумы для него оказались значимыми и очень актуальными. Несмотря на то, что многие предметы бытовой техники Володя видел впервые, за такой короткий срок он вполне овладел основными приемами работы с ними. Легко и уверенно управлялся с пылесосом, понимая, что для достижения чистоты важно вычистить не только лицевую сторону паласа, но и изнаночную. Научился выбирать программы и запускать стиральную машину в соответствии с материалом, из которого изготовлены белье и одежда. Узнал и прочувствовал на практике, что для глажения очень удобно использовать гладильную доску. Научился аккуратно сворачивать вещи прямо в процессе утюжки, не затрачивая для этого дополнительных усилий и времени. Спасибо визуальной инструкции! Очень помогла. Наглядно и действенно. А больше всего Володе хотелось научиться готовить пищу для самостоятельного проживания. Тут на помощь пришли практикумы с мультиваркой (ее-то он и получил в подарок от ЕДДИ на свое совершеннолетие). И визуальные рецепты, которые Володя тщательно изучил и зафотографировал. С процессом отваривания овощей в мультиварке Володя справился быстро, легко запомнил программу и каждое последующее повторение не вызывало особых затруднений. А вот как правильно почистить вареные овощи, Володя не знал. Умел чистить сырые. Например, морковь. Но вареная морковь чистится иначе, чем сырая. Если ее чистить так же, как сырую, то для салата могут остаться только рожки да ножки. Учился осторожно и аккуратно держать нож, чтобы чистить морковь по спирали, а не вертикально. Сердился, но брал себя в руки и с достоинством преодолевал такое неожиданное препятствие. Смущался и сердился на себя за неумение обращаться со столовой вилкой, а к окончанию периода сопровождаемого проживания уже орудовал всеми столовыми приборами так, как будто умел это делать всегда. Стремясь максимально подготовиться к самостоятельной жизни, наш выпускник пополнил свой кулинарный арсенал несколькими салатами – Оливье, Нежность (с горбушей), фруктовый с йогуртом, любимый Володей винегрет, научился готовить борщ и компот из свежих фруктов, оладьи, и даже справился с выпечкой настоящей шарлотки с яблоками. Как приятно было угощать друзей за праздничным столом!

Вроде бы, с кулинарией все просто. И в то же время не совсем просто. Перечень блюд, которые пожелал научиться готовить будущий выпускник, составили вместе. И вместе стали анализировать, какие же нужны продукты. Вот тут и первое удивление. Рецептура для каждого блюда разная, но есть повторяющиеся продукты. Пришлось применить на практике элементарную математику и определить, сколько же нужно картофеля, моркови, лука, других овощей и продуктов для того, чтобы сделать заказ, и чтобы всего хватило на все задуманное. Этот практикум неразрывно связан с практикумом по использованию денег. Оказалось, это очень сложно. Вот именно в вопросах денежного обращения наши ребята совершенно беззащитны. Они вообще не знают, что это такое, и зачем вообще нужны деньги. Сложно считать. Благо, есть калькулятор в современном телефоне. Хороший помощник, но с подбором купюр или с обращением с платежной картой у ребят возникают естественные сложности. Трудно научиться тому, о чем не имеешь ни малейшего представления, и чего нет в повседневном обиходе. Понятно, что такие ребята почти неизбежно становятся жертвами «добродетельных» мошенников. Как уберечь их от этого? Очень серьезный и актуальный вопрос.

Володя был самым старшим, и младшие мальчишки, Илюша и Дима, во многом равнялись на него. Идеально для практического воплощения принципа «равный учит равного». Ребята во всем старались быть помощниками старшему, а через очень короткое время стали самостоятельно справляться со всеми бытовыми делами. Трудно передать словами, как им нравится все делать самостоятельно! С какой радостью они бегут за пылесосом, сами собирают его и наводят чистоту. Практикум «Стиральная машина» – настоящее приключение для них. Илюша часами мог не отходить от стиральной машины, брал себе стульчик, устраивался поудобнее и наблюдал за барабаном, как вращаются вещи, как радужно пенится моющее средство. И как только заканчивался процесс стирки, Илюша возвещал призывным возгласом. Говорить Илюша не может, слышать тоже, но как меняются цифры на табло, он следит очень внимательно. И когда появляется слово «End», после которого гаснет табло и барабан перестает вращаться, Илюша сразу же сообщает. Умная машина не открывается в ту же минуту, требуется некоторое время для завершения программы, что вызывает вполне объяснимое недоумение у Илюши. Здесь ему требуется незначительная помощь взрослых, а главное – ободрение: не спеши, все в порядке, попробуй еще раз. И, наконец, заветная дверца открывается. Илюша быстро, насколько это ему доступно, берет тазик и аккуратно вынимает белье. А дальше ему не нужно напоминать про сушилку. Он так же аккуратно развешивает все постиранные вещи и удаляется в добром расположении духа. Высохнут, можно будет гладить. Это еще одно увлекательное занятие, которое мальчик освоил почти в совершенстве. При поражении опорно-двигательного аппарата трудно преодолеть скованность и неловкость движений одной руки. Но при осторожных, многократных попытках Илюше удается расправлять вещи для утюжки и даже придерживать наклоненную тарелку, доедая суп до капельки. Многолетняя привычка держать руку согнутой и отводить за спину, не задействуя во многих движениях, постепенно отступает. Значит, можно попытаться научить ребенка владеть второй рукой, хоть и в ограниченной степени. Все-таки две руки, несомненно, гораздо лучше, чем одна. Как важно, чтобы работа в этом направлении продолжилась после возвращения мальчика из учебно-тренировочной квартиры в группу! Например, при участии Ильи в практикуме «Утюг». Он очень старается аккуратно разложить вещи на гладильной доске и поправляет не только здоровой рукой, но и пораженной болезнью. Поддержать, похвалить, и раз за разом мальчик будет привыкать действовать двумя руками. Поначалу казалось совершенно нереальным, чтобы Илья заправил постель без посторонней помощи. Но наблюдая за тем, как это ему показывали взрослые, очень скоро он начал в точности копировать движения и победил неподдающиеся вначале одеяло и покрывало. Заправлял и расправлял кровать обеими руками! Очень смышленый мальчик. Далеко не все удается Илье в силу ограничений, причиненных ребенку болезнью. И он это понимает. От того, что ему явно недоступно, деликатно отказывается. Например, очень сложно и опасно работать с ножом. Непроизвольные мышечные сокращения могут привести к порезу, а это боль вместо радости и огорчение от неудачи. И все же с ножом Илюша поработал. Давали столовый нож и мягкий продукт. Прекрасно справлялся с нарезкой хлеба для сухарей, банана для фруктового салата, моркови для винегрета. А вот вареники лепить, конечно, не под силу. Только рука в руке. Тут Илюша предпочел понаблюдать. Присоединился к изготовлению, когда достали мультиварку. Зато горячие бутерброды в микроволновой печи делал в легкую, сам! И сам с упоением орудовал метлой, которую однажды предложил подержать наш дворник. Уроки дворника дяди Димы усвоил отлично, и на прогулке, если видел сиротливо стоящую метлу, тут же подбегал к ней, брал в руки и начинал сметать осеннюю листву в кучки возле бордюров, как учил наш дворник. Момент работы Ильи с метлой запечатлен на фото. С собой на память в группу, при возвращении из учебно-тренировочной квартиры, Илья взял именно эту фотографию.

Сложнее всего было с Димой. Самый маленький. Самый шустрый. Визуальный помощник «Интерактивный календарь» Диме давался с огромным трудом. Зато сколько радости было, когда Дима, наконец-то, 31 августа, смог найти в разбросанных датах искомое 31 число! Это было, увы, единственный раз. Очень рассеянное внимание, почти полностью отсутствует. Нужна частая переключаемость видов деятельности, как в раннем дошкольном возрасте. Достижением для Димы стало приобретение навыка завершать начатое дело, например, игру, убирать игрушки на место и только после этого переходить к следующему. Много усилий потребовала коррекция эмоционально-волевой сферы.

Салат «Нежность» – очень вкусно!
Салат «Нежность» – очень вкусно!
Обучение с применением визуальной инструкции
Обучение с применением визуальной инструкции
Практикум по использованию мультиварки
Практикум по использованию мультиварки
Ручная стирка
Ручная стирка

Последние три недели мы жили одной дружной семьей. И именно в семейной обстановке ребята стали меняться к лучшему. Стали самостоятельнее. Стали свободнее. Стали счастливее. Проект по сопровождаемому проживанию показал однозначно, что наши дети обучаемы. И если они очень многому смогли обучиться всего за 21 день, то каких успехов они могут достичь, если им подарят целую жизнь! Именно поэтому хочется, чтобы проект перестал быть проектом в привычном понимании заведомой краткосрочности и ограниченности, а перерос в непрерывный развивающий и развивающийся процесс. И очень хочется, чтобы каждый ребенок получил возможность проявления максимальной самостоятельности в условиях сопровождаемого проживания.

4 заезд: 13.09.2020-04.10.2020

С середины сентября стартовал четвертый – заключительный в этом году – заезд практического сопровождаемого проживания воспитанников на площадке модуля тренировочной квартиры учреждения. В этот раз возможность испытать на личном опыте все радости и сложности самостоятельной жизни выпала снова мальчикам: Вове, Владу и Василию. Стоит отметить, что отличительной чертой этого заезда стало то, что практикумы по освоению бытовых навыков в полном объеме ребята прошли еще в группе. Большинство предметов кухонной и бытовой техники были мальчишкам знакомы, поэтому не было неуверенности и скованности в обращении с утюгом, стиральной машиной или чайником. Основное внимание было сконцентрировано на процессе приготовления пищи. Исключая только день самого заезда, молодые люди в течение 21 дня нарезали, измельчали на терке и блендером, смешивали вручную и миксером, обжаривали, варили и разогревали продукты для создания поистине кулинарных шедевров. За время проживания под чутким руководством Галины Шамильевны на столе квартиры как на скатерти-самобранке появлялись пироги, блины, супы, салаты, рагу и даже печеночный торт. Кухня стала основным местом дислокации ребят на время пребывания на территории тренировочной квартиры, а ароматы кулинарных изысков волновали даже в коридоре. Еще одной особенностью четвертого заезда стал творческий подход мальчишек к выполнению домашнего задания. Если педагоги в видеоуроке разъясняли технологию обработки растений для создания гербария, то наши воспитанники создавали целые каталоги представителей растительного мира уральского региона. Если на занятиях рассматривался транспорт, то воплощением творчества ребят стало создание целого трамвайного депо с вагонами, рельсами и даже пантографами. Если темой для изучения становились профессии, то мальчишки посетили с экскурсией кухню, пост охраны, кабинет врача-стоматолога, заручились наставничеством Дмитрия Владимировича и освоили основные хитрости профессии дворника.

С самого первого дня стало понятно, что основным объектом хозяйственно-бытового воспитания станет Василий. Несмотря на то, что он самый старший из ребят по возрасту и именно ему легче всего давались непростые школьные задания, он оказался самым неопытным в сфере бытовых поручений. Не имея особых сложностей с визуальным расписанием, умея распознавать, читать и анализировать различные визуальные опоры и инструкции, он, на удивление, никак не мог справиться с сервировкой стола или механизмом установки гладильной доски. Да и пройденных практикумов на его счету оказалось меньше, чем у остальных ребят. В формировании и закреплении у Василия навыков обращения с бытовой техникой принимали участие все обитатели учебно-тренировочного модуля. Далеко не последнюю роль в этом процессе сыграли Влад и Володя. Бывали моменты, когда взрослые удивлялись, насколько легко и охотно мальчишки брали на себя наставничество и оказывали помощь Васе. «Равный учит равного» – основной принцип реализации программы.

Влад оказался настоящим джентльменом: одаривал комплиментами, учтиво пропускал дам вперед, внимательно следил за деятельностью взрослых, предвосхищал любые потребности, возникающие в ходе этой деятельности, и незамедлительно готов был оказать любое содействие. Поразительны стали и его вкусовые предпочтения и избирательность в еде. Когда готовили и дегустировали новое по консистенции и вкусу блюдо – желе, он, попробовав, отказался от блюда совсем. А вот васаби вызвал у него неподдельный интерес и целый шквал положительных эмоций.

Володя околдовал всех своей педантичностью, дотошностью и стремлением к совершенству в любом процессе. Эта его особенность наблюдалась не только в хозяйственных делах, но и во время редкого досуга, когда ребята выбирали себе занятия по интересам. К примеру, в личных вещах мальчика обнаружился целый арсенал парикмахерских инструментов, за которым он тщательно следил, любовно раскладывал и умело применял. Когда же, распознав у него талант имиджмейкера и желая поспособствовать его развитию, ему привезли настоящий парик, Володя в течение нескольких дней с ним не расставался: то примерял на себя, то тщательно его расчесывал, то заплетал бесчисленное количество различных косичек. Выполняя бытовые поручения, он проявлял такую же последовательность, кропотливость и ответственность за свою работу. Ему смело можно было доверить ручную стирку, мытье полов, уборку санитарной комнаты или же приготовление пищи в микроволновке, а позже только наслаждаться качественным результатом его трудов.

В предпоследний день каждого заезда проводилась совместная оценка индивидуальных достижений воспитанников. Основным средством для сбора обратной связи стали фотографии участников заезда, на которых они изображены в момент выполнения той или иной деятельности. Задача ребят состояла в том, чтобы «смайлами» оценить, как они справлялись с представленными задачами и выбрать наиболее понравившиеся из них. Каждый из мальчишек проявил себя по-особенному.

Володя был очень рад возможности надеть костюм, но вместе с тем сильно нервничал. Из-за этого он не сразу понял, что цвет смайлов означает определенную оценку и выбирал все подряд, но позже, все же справившись с волнением, он разобрался и позитивно оценил все бытовые поручения. Из предложенных фотографий различных практикумов он отметил, что ему больше всего понравились «Заварка чая» и отдельно выделил «Мультиварку».

Следуя примеру Володи, другие мальчишки тоже оделись нарядно. И следующим оценивать полученный опыт пошел Василий. Он достиг хороших успехов не только в прохождении практикумов, но и в совершенствовании навыков самообслуживания. Отметил, что принимает душ «сам». Из предложенных фото он выбрал то, на котором пылесосит. И не случайно – ведь каждый день, вставая из-за стола после завтрака, он сразу же принимался именно за это, ставшее любимым, занятие. Влад отмечал и рассказывал не только о себе на фото, но и обо всех тех, кто еще попал в кадр. Много положительных эмоций у него вызвал снимок, где он помогает Володе мыть обувь. Он ответил даже, чью конкретно пару обуви он протирает в момент, когда сделано фото. Из хозяйственно-бытовых дел он выделил для себя практикум «Утюг». «Мультиварку» же он отметил желтым смайлом – возможно, из-за того, что процесс, связанный с ее использованием, был для него слишком кропотливым и трудоемким.

Приготовление гренок. Так просто и так вкусно!
Приготовление гренок. Так просто и так вкусно!
Равный учит равного: вечером моем обувь
Равный учит равного: вечером моем обувь
Обратная связь
Обратная связь
Совмещаем полезное с приятным: уборка территории не была запланирована индивидуальным маршрутом, но уж очень ребятам нравятся манипуляции с осенней листвой
Совмещаем полезное с приятным: уборка территории не была запланирована индивидуальным маршрутом, но уж очень ребятам нравятся манипуляции с осенней листвой

На этапе сбора обратной связи для оценки полученного опыта во время учебного проживания в тренировочной квартире и выявления предпочтений в сфере выполнения хозяйственно-бытовых дел было установлено, что ребята положительно оценивают приобретенный ими опыт, выделяют особые предпочтения в манипуляциях с некоторыми видами бытовой техники. Также можно утверждать, что они обрели ощущение успешности и уверенности в проявлении самостоятельности в процессе самообслуживания.

(+/-) Формат программы, выбранный для реализации

Освоение программы началось с обучения сотрудников. В январе 2020 года четверо специалистов прошли очную стажировку в ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь» г. Москва, где познакомились с основными принципами реализации программы. Далее обучение сотрудников проходило в учреждении. Семинары с элементами тренинга, обучающие вебинары, подготовленные БФ «Расправь крылья!», консилиумы специалистов проводились в течение всего периода реализации проекта. В июле 2020 года 10 специалистов учреждения приняли участие в заочной стажировке по ознакомлению с программой «Хочу. Могу. Делаю», организованной БФ «Расправь крылья!»

Достаточно много времени ушло на подготовительный этап: изготовление визуальных помощников и знакомство ребят с пиктограммами, с визуальной последовательностью распорядка дня. Поскольку в проекте было заявлено участие 30 воспитанников, 12 из которых должны были прожить в тренировочной квартире, то основная работа шла в формате практикумов по освоению бытовой техники. Все участники проекта – из разных групп, поэтому при проведении практикумов волей-неволей вовлекались в процесс освоения бытовых и санитарно-гигиенических навыков и другие воспитанники каждой группы. Кроме того, в период пандемии происходила ротация сотрудников на группах, что позволило охватить и привлечь к реализации проекта большую часть сотрудников учреждения. Основные практикумы, которые были актуальны для наших воспитанников: прием душа с опорой на визуальную последовательность; мытье головы с опорой на визуальную последовательность. Практически в каждой группе воспитанников есть возможность использовать чайник, утюг, стиральную машину и пылесос. Соответственно, было принято решение развивать самостоятельность воспитанников, осваивая данную бытовую технику. Кроме того, был введен практикум по заварке чая, ведь зачастую наши воспитанники не знают, как готовится этот напиток. К данному практикуму была разработана визуальная инструкция при поддержке БФ «Расправь крылья!». Сложно сказать, какой практикум вызывал особый интерес у воспитанников. Каждое дело воспринималось с энтузиазмом и вносило определенный позитивный момент в обыденный распорядок дня.

Практикум «Пылесос» – самый популярный и доступный всем воспитанникам
Практикум «Пылесос» – самый популярный и доступный всем воспитанникам
Изучение визуального расписания – залог успеха в учебно-тренировочной квартире
Изучение визуального расписания – залог успеха в учебно-тренировочной квартире
Заварка чая – уютный ритуал
Заварка чая – уютный ритуал
Выкладывание последовательности практикума по стирке белья
Выкладывание последовательности практикума по стирке белья

Совершенно иначе складывались ежедневные будни у ребят, проживающих в условиях учебно-тренировочной квартиры.

(+/-) Вебинар "ТерриторияРоста.РФ"

30 октября 2020 специалисты ГКУ «Екатеринбургский ДДИ» провели региональный вебинар по внедрению технологии учебного сопровождаемого проживания детей с ментальными нарушениями с использование программы «Хочу. Могу. Делаю» в рамках реализации проекта «Территория Роста.РФ». В вебинаре приняли участие 50 специалистов разных уровней из 15 организаций социального обслуживания и некоммерческих организаций Свердловской области.

Специалисты детского дома-интерната подробно рассказали обо всех этапах  и элементах реализации проекта, раскрыли  ценностные принципы, на которых основывалась работа в рамках программы: «Самостоятельности столько - сколько возможно, помощи столько - сколько необходимо», «Самостоятельность - это не только выполнение действия, но и его планирование и оценка результата».

В Екатеринбургском детском доме программу «Хочу. Могу. Делаю» планируется продолжать на постоянной основе. Потому ребята, которые еще не успели пожить в тренировочной квартире, готовятся и осваивают элементы программы в группах: знакомятся с визуальным расписанием, распределяют обязанности и проводят практикумы по освоению различных бытовых дел.

В завершении вебинара-презентации были представлены результаты, как участие в программе помогло детям повысить уровень своей самостоятельности. Например, из 105 поставленных задач в маршрутах развития, в 81 отмечено уменьшение необходимой помощи. Оценка проводилась по уровню объема необходимой помощи.

Сотрудники детского дома-интерната оценивают опыт реализации программы как «большой скачок в развитии детей».

(+/-) Обучающий вебинар "Визуальные помощники: коллективные, индивидуальные, персонализированные"

14.05.2020г. Специалисты ГКУ "Екатеринбургский ДДИ" приняли участие в организации и проведении обучающего вебинара "Визуальные помощники: коллективные, индивидуальные, персонализированные".

Коллегам из различных регионов нашей страны был представлен опыт использования визуальных помощников как в условиях проживания воспитанников в учебно-тренировочной квартире, так и в организации индивидуальных практикумов.

Ссылка на просмотр вебинара

(+/-) Обучающий семинар-практикум по теме "Шкала самостоятельной жизни: оценка"

04.02.2020г. проведен обучающий семинар-практикум для воспитателей и специалистов ГКУ «Екатеринбургский ДДИ» по теме «Шкала самостоятельной жизни: оценка».

Основной результат учебно-тренировочного проживания - рост самостоятельности детей с выраженной ментальной недостаточностью. О росте самостоятельности воспитанников говорит снижение объема оказываемой ему помощи со стороны взрослого. Инструментом, позволяющим измерить изменение в повседневной активности ребенка, является мониторинг индивидуальных достижений воспитанников на основе шкалы самостоятельности. Методика разработана на основе «Independent Living Scale» («Шкала независимого проживания»), созданной Калифорнийским центром реабилитации больных с органическими поражениями головного мозга. Данная методика адаптирована под целевую группу (сироты с выраженной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающиеся в организации) и ориентирована на подготовку к выходу воспитанников из учреждения.

Диагностическая методика влючает 11 субшкал, фиксирующих навыки воспитанников: еда, посуда, безопасность, досуг, уборка, гигиена(утро), гигиена(вечер), одевание, раздевание, пользование туалетом, бытовые дела и использование бытовой техники.

(+/-) Стажировка сотрудников

21-23.01.2020 г. 4 специалиста учреждения прошли стажировку в г.Москва по программе учебного сопровождаемого проживания "Хочу. Могу. Делаю" в рамках проекта "ТерриторияРоста.РФ", подготовленной БФ "Расправь Крылья!" совместно с ЦССВ "Вера. Надежда. Любовь".

Программа стажировки 21-23.01.2020 г. (.docx 82.12 KB) (размещен: 22.01.2020)

(+/-) Как было принято решение участвовать в проекте «ТерриторияРоста.РФ»

Учебно-тренировочная квартира – один из целого ряда проектов, реализуемых в Екатеринбургском детском доме-интернате с целью реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Что такое «проект»? Что необходимо для возникновения и реализации какого-либо проекта? Можно сколь угодно долго обращаться к различным терминологическим справочникам, но априори главным условием для возникновения любого проекта является неравнодушие. Таким неравнодушным человеком для появления учебно-тренировочной квартиры в ГКУ «Екатеринбургский ДДИ», как проекта, стал его руководитель, директор Наталья Геннадьевна Печеник. Наталья Геннадьевна нашла полную поддержку у ближайшего соратника и единомышленника – своего заместителя, Татьяны Николаевны Тетюшевой. Обе они старались найти ответ на вопрос: как помочь воспитанникам наиболее успешно, безболезненно пройти этап социализации, интеграции в другую жизнь, за пределами детского дома-интерната, которая ждет каждого воспитанника по достижении им совершеннолетия.

Там, где речь идет о социальной сфере, невозможно обойтись без благотворительности. В рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве с министерством социальной политики Свердловской области был определен главный благотворитель в отношении учебно-тренировочной квартиры для ГКУ «Екатеринбургский ДДИ». Им стал Фонд Святой Екатерины – известнейшее в Свердловской области объединение представителей крупного бизнеса, возрождающее и продолжающее традиции российского меценатства на Урале. Фонд разработал проект, закупил мебель и выполнил ремонт в тренировочной квартире.

Примечательно, что с самого начала задумывалось функционирование тренировочной квартиры в двух направлениях. Первое направление – это вариант тренировочной квартиры для приемных семей, где потенциальные родители могли бы провести достаточное количество времени с будущим ребенком. Познакомиться поближе в условиях, максимально приближенных к домашним. При этом получить квалифицированную профессиональную консультативную помощь медицинского, педагогического, психологического профиля от специалистов учреждения. Словом, попробовать свои силы в дальнейшем совместном проживании и укрепиться в желании принять ребенка в семью либо своевременно отказаться от задуманного, не нанося ребенку дополнительной душевной травмы.

Второе направление функционирования тренировочной квартиры – сопровождаемое проживание – предназначено для воспитанников интерната в возрасте от 14 до 18 лет. В процессе сопровождаемого проживания в тренировочной квартире ребята могут потренироваться жить в новых условиях, требующих большей самостоятельности, перед выпуском из детского дома. В день открытия этого учебного модуля, 1 марта 2019 года Наталья Геннадьевна Печеник, директор ГКУ «Екатеринбургский ДДИ» уверенно озвучила планы на ближайшую перспективу: «Уже в этом году воспитанники получат всю необходимую подготовку. Их научат правильно рассчитывать режим дня, накрывать и сервировать стол, стирать одежду. В присутствии наших специалистов они смогут попробовать пожить реальной и самостоятельной жизнью. Переоценить этот подарок трудно, и мы приложим все усилия, чтобы модуль долгие годы служил нашим ребятам».

Одновременно с работой по созданию и оборудованию учебно-тренировочной квартиры руководство учреждения анализировало различные методические комплексы как в российском, так и в зарубежном пространстве, направленные на осуществление деятельности с детьми-инвалидами в аналогичных направлениях.

В процессе поисков состоялось знакомство с Благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья!», которым с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года совместно с центром содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» при поддержке Комитета общественных связей города Москвы был реализован уникальный партнерский проект «АдаптСтудия», направленный на развитие практики учебного сопровождаемого проживания детей – воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Прошло ровно девять месяцев с момента открытия учебно-тренировочной квартиры – 1 декабря 2019 года в ней стартовал проект учебного сопровождаемого проживания воспитанников ГКУ «Екатеринбургский ДДИ» «ТерриторияРоста.РФ». Проект Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!» по тиражированию программы «Хочу. Могу. Делаю», реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.

(+/-) Общие сведения

Участники проекта
В реализации программы приняли участие 14 специалистов: заместитель директора, 2 педагога-психолога, 8 воспитателей, музыкальный руководитель, делопроизводитель, санитарка.
В реализации программы принял участие 31 воспитанник с тяжелыми множественными нарушениями в развитии от 10 до 18 лет.
Форматы реализации программы «Хочу. Могу. Делаю»
12 воспитанников прошли обучение в формате проживания в учебно-тренировочной квартире на протяжении трех недель.
Все 31 человек обучались и совершенствовали навыки в формате прохождения практикумов.
Условия реализации программы «Хочу. Могу. Делаю»
Тренировочная квартира размещена на втором этаже главного здания, где расположены кабинеты специалистов ресурсного центра учреждения. Квартира состоит из прихожей, спальни, комнаты для досуга, кухни-столовой и санитарного узла. Имеются три спальных места для воспитанников и одно спальное место для сотрудника.
Квартира оснащена современным оборудованием: пылесос, утюг, электрочайник, микроволновая печь, сенсорная варочная поверхность, электродуховка, электровытяжка, мультиварка, блендер, ванная с различными режимами подачи воды и подсветкой, телевизор с выходом в интернет, музыкальный центр.
Также на втором этаже, в блоке для проживания воспитанников, есть кабинет социально-бытовой ориентировки (СБО), в котором можно проводить различные кулинарные мастер-классы, осваивать азы домоводства. Практически в каждом блоке для проживания воспитанников существуют хозяйственно-бытовые помещения, оснащенные стиральной машиной, пылесосом, утюгом с гладильной доской, микроволновой печью и электрочайником.

Партнеры проекта