Наша история

По решению исполкома Свердловского областного Совета депутатов трудящихся в ноябре 1960 года в Свердловске был организован дом-интернат для детей с тяжелым отставанием в умственном и физическом развитии. Первыми директорами детского дома были Малямов А.Ф., Кондовин Р.С., Куклин А.А.

С первых лет своего существования дом-интернат постоянно развивался – возводились корпуса, росла территория, функционировали мастерские по художественной обработке камня, изготовлению инструментальной щетки, тары для керамического завода, посылочных ящиков. В 1968 году начала свою работу швейная мастерская, которая обеспечивала потребность детского дома в постельном белье, фартуках, спецодежде.

С 1977 года в течение многих лет директором дома-интерната являлся Кудряшов Геннадий Егорович. При нём был возведён в 1980 году 4-х этажный пристрой, а в 1982 – здание столовой и переход, который соединил все корпуса в единый комплекс. Именно с 1980 года, учитывая пожелания родителей, выстраивая новые формы взаимодействия с ними, администрация открыла первую группу детей с пятидневным пребыванием. Наполняемость 380 детей.

Воспитанники активно занимались в кружках «Мягкая игрушка», «Умелые руки», «Художественная вышивка», принимали участие в различных конкурсах и фестивалях творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1970 – 1980 годах Свердловский (Екатеринбургский) детский дом являлся базой для проведения ежегодных республиканских, зональных, кустовых семинаров по организации работы стационарных учреждений социального обслуживания детей-инвалидов.

Указом Президента Российской Федерации N 113 от 29 января 1996 года директору дома-интерната Кудряшову Г.Е. присвоено почетное звание «Заслуженный работник социального обеспечения Российской Федерации» за заслуги в области социального обеспечения и многолетний добросовестный труд.

В связи с необходимостью увеличения мест для детей с диагнозом детский церебральный паралич, нуждающихся в постоянном уходе, в апреле 2002 года было открыто отделение милосердия на 25 мест. Наполняемость 350 детей.

С 2002 года Екатеринбургский дом-интернат возглавил Немзоров Николай Иванович. Под его руководством, в рамках адаптационно-трудового центра, был открыт столярный цех. В мастерских и цехе воспитанники получали допрофессиональную подготовку с целью более успешной их интеграции в социум в процессе дальнейшей их жизнедеятельности.

При активном участии Немзорова Н.И. в октябре 2005 года был открыт домовой храм дома-интерната, освящать который приезжал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В нём проходят духовные беседы с воспитанниками, обряды крещения, церковные праздники, совершаются Божественные литургии, которые возглавляет руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко в сослужении духовенства УРФО.

В период с 2009-2015 гг. Учреждение возглавляла Яременко Ирина Леонидовна. За период работы Яременко И.Л. в должности директора детского дома-интерната произошли существенные  изменения в деятельности учреждения.  Здания, помещения и территория заметно преобразились. Проведены капитальные ремонты жилых корпусов, медицинского блока, прачечной, актового зала, в отдельном отремонтированном здании организовано обучение детей, поставлены теплицы и разбиты цветники.  Значительно улучшились материальная база учреждения и условия проживания воспитанников. Социальная адаптация выпускников детского дома-интерната стала проводиться на высоком профессиональном уровне. Организован разнообразный досуг детей как в учреждении, так и за его пределами.  Специалисты и педагоги учреждения успешно работают по программе «Формирование социальных навыков у детей с умственной отсталостью». С 2009 года  учреждение под руководством Ирины Леонидовны сотрудничает с общественными организациями «Пеликан», «Дорогами Добра», «Обнаженные сердца» и др., с которыми было реализовано много интересных проектов для социализации и помощи детям-инвалидам. В 2013 году совместно с социальной службой милосердия Екатеринбургской Епархии был выигран грант Русской Православной Церкви.  

Воспитанники учреждения ежегодно участвуют в областных и городских конкурсах, фестивалях, мероприятиях и спартакиадах, занимают призовые места, становятся лауреатами, получают грамоты.

В соответствии с приказ Правительства Свердловской области № 600 от 12.11.09 г. Екатеринбургский детский дом-интернат для умственно отсталых детей был реорганизован путем присоединения к нему отделения психолого-педагогической помощи г.Березовский (бывший центр социальной реабилитации «Полянка»). Наполняемость 300 детей.

С 2016 – 2024 гг Учреждение возглавляла Печеник Наталья Геннадьевна. В данный период особое внимание уделяется физической реабилитации как одной из технологий социальной реабилитации.

В 2017 – 2018 годах ГКУ «Екатеринбургский ДДИ» являлся одним из участников пилотного проекта министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по формированию в России комплексной системы реабилитации и абилитации детей-инвалидов. За этот период была проведена огромная работа по обеспечению доступности социальных и реабилитационных услуг для детей-инвалидов с учетом их потребностей, реабилитационного и абилитационного потенциала. Приобретено и установлено современное оборудование, которое уже прошло апробацию: тренажеры для разработки верхних и нижних конечностей, аудиовизуальные комплексы, столы механотерапии, интерактивная песочница, а также технические средства реабилитации для жилых модулей - «кухня», «санитарный узел», «жилая квартира», сенсорная комната и другие.

В комплексной реабилитации детей активно используется трудовое воспитание, которое проводится в учебно-трудовых мастерских, оснащённых современным оборудованием, приборами и материалами: токарные станки для работы по дереву, лазерно-гравировальная машина, швейные и вышивальные машины, оверлок, ткацкий станок, электронные видеоувеличители, оборудование для гончарной мастерской, кабинета растениеводства.

Основная цель - формирование утраченных или нарушенных способностей детей-инвалидов к бытовой, социальной и трудовой деятельности, а также развития компенсаторных и заместительных функций у детей с ограниченной жизнедеятельностью.

Обучение детей-инвалидов проводится как индивидуально, так и в небольших группах (3-5 человек) с соблюдением норм этики и деонтологии, санитарно-гигиенических, противопожарных требований и требований техники безопасности.

Особое место хотелось бы уделить работе Школы приемных родителей. На основании приказа Управления социальной политики по Чкаловскому району города Екатеринбурга от 07.11.2013 № 1850 «О передаче полномочия органа опеки и попечительства» и договора от 11.11.2013 № 152 Екатеринбургскому детскому дому-интернату передано полномочие органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо принять детей в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерации, формах. Переданное полномочие осуществляется с июня 2016 года.

Программа Школы приемных родителей разработана в соответствии требованиями постановления Правительства Свердловской области от 26.09.2012 №1064-ПП и содержит дополнительный модуль «Семейное устройство детей с ОВЗ», который разработан совместного с автономной некоммерческой организации «Семья детям» с целью качественной подготовки приемных родителей, изъявивших желание или рассматривающих возможность принять в семью  детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение проходит после окончания основного модуля. Занятия позволяют сформировать компетентности, необходимые при взаимодействии с детьми-инвалидами: навыки  альтернативной коммуникации и создания специальной развивающей и образовательной среды, информированность о безопасной и доступной среде в быту, навыки ухода за детьми-инвалидами с тяжелыми множественными нарушениями развития и др. Занятия проводят как штатные специалисты учреждения (педагоги-психологи, юрисконсульт, специалист по социальной работе, социальный педагог, врачи – специалисты: педиатры, психиатр, невролог, эпилептолог), так и приглашенные внешние специалисты: врачи специализированных медицинских организаций, юристы, психологи, представители общественных организаций, работающие с приемными родителями и с инвалидами, эксперты по созданию доступной среды.

В марте 2019 года в доме-интернате для умственно отсталых детей появился модуль квартиры.  Это была одна из первых квартир в учреждениях социального обслуживания Свердловской области. Данный проект реализован Фондом Святой Екатерины.

Учебно-тренировочная квартира за пять лет ее использования стала  многофункциональным комплексом для разработки и  внедрения целого ряда  технологий сопровождаемого проживания и реабилитации детей-инвалидов.

Более 50 детей-инвалидов с ментальными нарушениями прошли подготовку по технологии учебного сопровождаемого проживания, 2 из них сейчас живут при периодическом сопровождении специалистов  некоммерческой организации «Благое дело», 1 воспитанник учреждения проживает полностью  самостоятельно.

Благодаря возможности совместного проживания в этой  квартире на этапе подготовки ребенка к устройству в семью 8 детей-сирот, имеющих   тяжелые    множественные нарушения в развитии,  были устроены в приемные семьи. Приемные родители  получили необходимые консультации специалистов учреждения по обучению уходным технологиям и реабилитации детей-инвалидов.

Сегодня учебно-тренировочной квартира используется и для реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов в рамках реализации пилотного проекта Минтруда Российской Федерации.

20 апреля 2022 года по приказу №121 «О переименовании государственного казенного стационарного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Екатеринбургский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и утверждении Устава государственного казенного стационарного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Екатеринбургский реабилитационный центр для детей-инвалидов» Учреждение переманивается и принимает участие в реализации постановления Правительства РФ от 17.12.2021 № 2339 «О реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов». Отделение реабилитации и абилитации 02.06.2022 принимает первых детей на оказание услуг по реабилитации и абилитации детей-инвалидов. 

Основная цель реабилитации и абилитации детей-инвалидов - это восстановление или формирование у ребенка-инвалида способностей к бытовой и общественной деятельности в соответствии с возрастной нормой.

Для реабилитации очень важен комплексный, мультидисциплинарный подход. Мультидисциплинарная реабилитационная команда состоит из специалистов, оказывающих услуги по основным направлениям реабилитации :

  • социально-бытовой;
  • социально-средовой;
  • социально-педагогической;
  • социально-психологической;
  • социокультурной;
  • адаптивной физической культуре;
  • и профориентации для детей-инвалидов старше 14 лет.

В составе команды: врач-педиатр, специалист по комплексной реабилитации, логопед, дефектолог, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, педагог-психолог, культорганизатор.
Курс реабилитации рассчитан на 21 день и включает в себя 120 мероприятий.
Удобное расписание занятий и комфортные условия проживания помогают ребенку быстро адаптироваться к условиям реабилитации: уютные комнаты на 1-2 семьи, практичные бытовые и игровые комнаты, вкусное сбалансированное питание. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.

На сегодняшний день наполняемость учреждения 77 детей.

Плановые показатели по реабилитации и абилитации детей-инвалидов 51 ребенок.